Министерство образования Республики Беларусь
                                                                           Отдел образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Гродно

 
 

                                                Музеи и музейные комнаты лицея

                                   государственного учреждения образования

                                                   "Лицей № 1 г. Гродно"

 
 

Опыт лицея в создании музейно-педагогического пространства

Как создать музей в УО?

Фиронова Елена Алексеевна, куратор музеев и музейных комнат лицея №1 г. Гродно

 

Понимание значимости музейной работы в учреждениях среднего образования привела к тому, что количество музеев и музейных комнат в школах резко возросло. Популяризация этого направления постепенно выливается в музееманию, ибо в любом УО стремятся иметь свой музей. Несомненно, эта тенденция имеет положительное значение, но лишь в том случае, когда музей сделан качественно и в нём ведётся живая работа. Поскольку о налаживании работы в музее в настоящее время существует достаточно информации, речь пойдёт о  самом процессе создания музея в УО.

Создателям музея следует сразу уяснить, что это длительный, напряженный, весьма трудоёмкий и довольно дорогостоящий процесс. Ведь музей – это не просто комната с экспонатами, а сложный проект, требующий солидных знаний, больших усилий, креативной работы, что в условиях скромных материальных вливаний потребует оригинальных решений.

В первую очередь необходимо решить, что будет создаваться музей, музейная комната или музейный уголок? Ответ на этот вопрос повлияет на площадь будущего помещения. Далее следует определиться с профилем музея, экспозицией, направленностью, кандидатурой руководителя. Исходя из ответа, можно будет предположить, где искать музейные предметы (будущие экспонаты), где найти информацию по интересующей теме и кто может вам оказать консультативную помощь. Необходимо привлечь к этой работе учеников и поинтересоваться у них как они представляют себе будущий музей и что там должно быть? Это можно сделать через фронтальный опрос, анкетирование, фокус-группы, опрос на сайте вашего учреждения образования.

 Поиск экспонатов необходимо начать немедленно после решения о создании музея либо музейной комнаты. Для этого необходимо определить примерный перечень необходимых экспонатов, объявить сбор музейных предметов среди учеников (не забыв их мотивировать), рассказать на общих родительских собраниях о новом проекте, привлечь выпускников и учителей, заинтересовать коллекционеров.

Не забывайте внимательно слушать любые предложения и советы и бойтесь просить помощи у профессионалов. Говоря о финансовом вопросе, следует учитывать реальную ситуацию в УО. Никто, лучше директора,  не ответит на этот вопрос, но все же мы рекомендуем найти спонсоров. Необязательно эти люди будут давать наличность, попросите помочь с ремонтом, установкой мебели, посадкой растений и т.п. Вспомните о бартере, может кому-то тоже очень нужна помощь, в ответ на которую он поможет в вашем деле!

Что касается самого помещения, то сразу после принятия решения о создании музея необходимо начать ремонт. Помните, что помещение должно быть хорошо освещено искусственным светом и хорошо затемнено от натурального света (шторы, жалюзи и т.п.). Солнечные лучи крайне опасны для музейных предметов! Обратите внимание на цвет стен, т.к. он влияет на восприятие музейных предметов и информации.

Кроме того, необходимо задуматься о мебели и дизайне. Вам понадобятся шкафы и витрины, а также стол и кресла. Шкафы необходимы для хранения фондов, в музее, как правило, выставляется 15% от фондов. Витрины должны хорошо просматриваться и быть доступными посетителям. Стол и кресла необходимы для того, чтобы в музее можно было проводить Советы музея и другие мероприятия.

Приступая к оформлению экспозиции, следуйте тематико-экспозиционному плану. При оформлении экспозиции помните, что выставлять все имеющие экспонаты совсем необязательно! Перегруженность витрин ассоциируется с их захламленностью. Экспонаты небольшого размера должны находиться ближе, а крупные дальше. Самым важным и ценным экспонатам выделяется центральное место. Не экспонаты подбираются под сопроводительный текст, а текст под экспонаты.

Кроме того, отведите место для сменной экспозиции. Это позволит  выставлять новые экспонаты без перестановки сложившейся системы и организовывать мини-выставки для коллекционеров из числа ваших учеников. Не забывайте обновлять периодически и основную экспозицию.

Начиная непосредственно музейную работу, займитесь параллельно документацией. Изучите перечень необходимой документации и начинайте ее оформлять в едином стиле. Помните о необходимости в своей работе следовать нормативной документации (законам, инструкциям, положениям и т.п.).

Подготовьте и разучите с учениками текст экскурсии. Стремитесь сделать её простой и увлекательной.

Открывая музей, сделайте из этого события праздник, на котором будет место педагогам, ученикам, гостям, прессе, вашим консультантам.

Создав музей, следует помнить, что вы находитесь в самом начале пути, а не в его конце, ведь теперь необходимо будет организовать на базе музея: поисково-исследовательскую, просветительскую и общественно-полезную работу с учетом образовательных и идейно-воспитательных задач.

 



 

Наш адрес: 230009, г. Гродно, БЛК, 21

тел. 8 (0152) 43-91-89

E-mail: lc1_lyceum@tut.by

 Создание сайта: студия веб-проектов БГУ
CMS WebPerspective