Министерство образования Республики Беларусь
                                                                           Отдел образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Гродно

 
 

                                                Музеи и музейные комнаты лицея

                                   государственного учреждения образования

                                                   "Лицей № 1 г. Гродно"

 
 

Республиканский тематический семинар для директоров лицеев

http://nastgaz.by/пакінем-музейныя-спрэчкі/

21-22 марта 2013 года на базе государственного учреждения образования «Лицей № 1 г. Гродно» состоялся республиканский тематический семинар для директоров лицеев на тему «Комплексный подход к решению проблем духовно-нравственного развития старшеклассников на основе формирования информационно-образовательной среды в лицее (на примере деятельности музеев и музейных комнат)».


Актуальность темы данного семинара подтверждается положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, в котором обозначено, что «воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства» (глава 3, ст. 18.3).
Именно музеи и музейные комнаты стали той эффективной формой приобщения учащихся к культурному наследию, которая сегодня является основой всей системы воспитательной работы лицея № 1 г. Гродно.
Участники семинара познакомились с деятельностью 5 музеев и музейных комнат лицея, экспозиции которых созданы усилиями педагогов, учащихся и родителей лицеистов. По словам директора лицея, Андрея Петровича Панцевича, уникальная среда музеев и музейных комнат позволяет интегрировать содержание, формы организации образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных предметных областей, формировать предметные и межпредметные ключевые компетенции, развивать навыки межличностной коммуникации.
Музей «История педагогики Гродненщины ХII-ХХI  ст.»
уже на протяжении 8 лет является неотъемлемой частью системы воспитательной работы лицея. Главная задача деятельности музея - целостное восприятие педагогического пространства Гродненской области XXI столетия, которое невозможно без знания истории. Более 300 экспонатов музея, полученных в результате научных экспедиций по Гродненской области, рассказывают о годах становления и развития системы образования, о педагогах и учащихся, внесших свой неоценимый вклад в историю педагогики Гродненщины. Руководитель музея - Александр Петрович Гостев вместе с учащимися лицея, членами краеведческой лаборатории «Корни и истоки», познакомили участников семинара с направлениями и формами научно-исследовательской деятельности, которая проводится посредством изучения отдельных исторических эпох в истории педагогики Гродненщины, что также ведет к расширению экспозиции музея.
В музейной комнате военно-патриотического воспитания лицея представлена информация о героическом прошлом нашей Родины от средневековой истории до выполнения интернационального долга в Афганистане воинами - родителями лицеистов. Благодаря сотрудничеству с известными краеведами и коллекционерами города, а также поисковой работе педагогов и лицеистов, в экспозиции музейной комнаты собраны уникальные экспонаты: фрагмент пернача (символ шляхетской доблести конца 17-начала 18 вв.), артефакты, связанные с Северной, Первой мировой и Великой Отечественной войнами. Экскурсоводами и хранителями экспозиции данной музейной комнаты являются лицеисты, члены казачьего военно-патриотического клуба «Отечество».
Экспонаты музея спорта и экологического туризма рассказывают о спортивной истории Гродненщины. В экспозиции музея представлены вещи и награды гродненцев - победителей олимпиад и других спортивных состязаний международного уровня. Часть экспозиции посвящена выпускникам лицея, которые достигли определенного уровня в своих спортивных достижениях, а также тем, кто сейчас защищает звание лицеиста на спортивных площадках области, республики и за рубежом. Открытая площадка перед музеем представляет собой настоящую туристическую полосу препятствий.
Основные разделы экспозиции музейной комнаты интернациональной дружбы и международного сотрудничества посвящены странам-партнерам лицея. Это Франция, Россия, Швеция, Польша и Литва. Поэтому экскурсии в музейной комнате проводят учащиеся лицея на русском, английском, французском и польском языках. В стенах этой комнаты принимают гостей из ближнего и дальнего зарубежья, подписывают договоры о сотрудничестве. В рамках деятельности музейной комнаты проводится культурно-просветительская и научно-исследовательская деятельность учащихся, организуется участие в международных образовательных проектах и обменах.
Цель создания музейной комнаты энерго- и ресурсосбережения - воспитать личность, интересующуюся проблемами сохранения окружающей среды, адекватно воспринимающую общественную значимость энерго- и ресурсосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере. При создании кабинета использованы энергоэффективные технологии: стеклопакеты, энергосберегающие лампы, радиаторы с терморегулирующими кранами. Экспонаты и информационные стенды музейной комнаты направлены на раскрытие сути государственной политики в области энергосбережения; создание у учащихся целостного представления об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе; формирование у лицеистов культуры использования энергии и природных ресурсов в повседневной жизни. Особую актуальность деятельность данной музейной комнаты приобретает в текущем году, который указом президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко объявлен годом бережливости.
В представленных слушателям семинара музеях и музейных комнатах проводятся уроки и внеклассные мероприятия, экскурсии для учащихся образовательных учреждений города и области, партнеров и гостей лицея.
Посредством музейной педагогики учащиеся включены в проектно- исследовательскую деятельность, осваивают роль экскурсоводов. Деятельность музеев способствует интегрированному восприятию и обобщению знаний, значительно расширяет кругозор, развивает интеллектуальную, эмоциональную и творческую сферы личности.
Музейная педагогика в лицее находится в постоянном развитии. Ио инициативе педагогов, учащихся и родителей лицеистов идет разработка концепций новых музеев и музейных комнат.
Кроме знакомства с системой воспитательной работы лицея на основе музеев и музейных комнат, участники семинара получили возможность увидеть результат данной деятельности, что само по себе редкий случай для педагогики. За 17 лет существования лицея его выпускники продолжили свои увлечения в профессиональной деятельности, став сотрудниками учреждений культуры и образования г. Гродно. Бывшие лицеисты встретили слушателей семинара в Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви, Гродненском государственном историко-археологическом музее, Гродненском государственном музее истории религии, Покровском соборе, музее Максима Богдановича, Гродненском государственном университете им. Я.Купалы.
Это еще раз убедительно продемонстрировало эффективность выбранной системы работы по духовно-нравственному развитию старшеклассников и ее жизнеспособность в современном образовательном пространстве.
Семинар завершился круглым столом, в котором приняли участие директор лицея А.П. Панцевич, заместитель директора по воспитательной работе лицея Н.П. Сытая, методист лицея Е.А. Фиронова, заведующая областным ресурсным центром И.В. Балуева. Участники семинара обсудили вопросы нормативно- правового и научно-методического сопровождения деятельности музеев и музейных комнат в учреждении образования и пожелали удачи дружной команде педагогического коллектива лицея в их благородном деле.
Если руководствоваться известным высказыванием «Без прошлого не может быть будущего», то, познакомившись с деятельностью лицея № 1 г. Гродно по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, можно сказать с полной уверенностью - будущее у лицея есть!

 



 

Наш адрес: 230009, г. Гродно, БЛК, 21

тел. 8 (0152) 43-91-89

E-mail: lc1_lyceum@tut.by

 Создание сайта: студия веб-проектов БГУ
CMS WebPerspective